Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование предикативной лексики у старших дошкольников С ТНР

Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

                                                       

 

Преодоление тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста является одной из  главных проблем современной логопедии. Диспропорция формирования лексики, будучи центральным дефектом в структуре тяжелого нарушения речи, существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие устной и письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

Одной из актуальных проблем в  современных условиях является  изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Для овладения в полном объеме связной речью, ребенку необходимо накопить богатый глагольный словарь. Ведь именно, предикат - основа предложения (Ефименкова Л.Н.).

Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию. На сегодняшний день мало методик по формированию глагольного словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также недостаточно комплексных методик по его исследованию. В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Р.И.Лалаевой, Т.А. Ткаченко (2004), глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Поэтому для его обследования отводится совсем небольшой объем заданий, что не дает возможность выявить полноту усвоения предикативной лексики, понять механизмы ее несформированности. Сложно подобрать необходимый наглядный материал для обследования и формирования предикативной лексики.

Для решения этих проблем, мною был разработан диагностический комплекс и система коррекционно-развивающей работы по формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями  речи посредствам дидактических игр и лексических упражнений.

Система рассчитана на 30 учебных недель. Основной формой организации являются разные виды организованной образовательной деятельности - индивидуально, фронтально, по микрогруппам. Большое место в коррекционно-развивающей работе отводится дидактическим играм и лексическим упражнениям.

Цель системы: развитие предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи системы: разработать и апробировать коррекционно-развивающую систему, способствующую формированию предикативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Работа по формированию предикативной лексики осуществляется в несколько этапов, содержание которых продумано от простого к сложному.

I этап  

Усвоение понятия «глаголы»

Цель данного этапа: учить детей понимать в тексте и использовать в своей речи глаголы.

II этап

Усвоение повелительного наклонения глаголов

Цель: учить детей употреблять глаголы повелительного наклонения.

III этап

Усвоение времени глаголов.

Цель: учить детей понимать и использовать в речи глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени.

IV этап

Усвоение глагольной синонимии и антонимии.

Цель  - учить детей подбирать к предложенному слову, слова близкие или противоположные по значению.

V этап

Формирование словообразования глаголов.

Цель:  учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;

- дифференцировать возвратные и невозвратные глаголы;

- дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками.

VI этап

Формирование словоизменения глаголов.

Цель: учить детей согласовывать глаголы 3-его лица настоящего времени с существительными;

- дифференцировать глаголы настоящего времени 1, 2,3 – го лица;

- согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.

К завершению работы по данной системе дети научились  понимать и использовать в своей речи глаголы, употреблять и понимать глаголы повелительного наклонения. У детей не возникает больших трудностей в словообразовании и словоизменении глаголов. Дошкольники овладели умением дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные глаголы, а также дифференцировать глаголы с наиболее продуктивными приставками.

Умение подбирать к словам антонимы и синонимы, согласовывать глаголы с существительными заметно повысило уровень сформированности операций выбора и комбинирования синтаксических, лексических, морфологических и фонематических языковых единиц, ведь с точки зрения лингвистики предикату отводится центральная роль в организации синтаксических единиц, которые являются основой последующей коммуникации.

Разработанный методический комплекс может быть рекомендован для использования его результатов педагогами ДОУ, логопедами, при разработке программ, направленных на развитие словаря, а также в консультировании родителей, имеющих детей с недостаточно высоким уровнем сформированности глагольной лексики.

Категория: Мои статьи | Добавил: bem_80 (02.12.2017)
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar