Главная » Статьи » Для педагогов

Консультация на тему: «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

Консультация на тему:

«Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т.д.) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.

В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях. Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему отношение взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его обращение.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи детей. Задачи разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами , движения и т.д, а так же в повседневной жизни (режимные моменты, самостоятельная игра). Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей  повторять за ним.

В процессе наблюдений следует не только констатировать то, что происходит, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: учить сравнивать предметы, устанавливать между ними сходство и различия.

Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова в след за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять.

При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.

В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и воспитателями практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому в ходе занятий надо ставить больше вопросов.

Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого- нибудь слова, воспитатель во время помогает ему).

Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

  Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет  речевая активность детей и  вне занятий: на прогулке, в утренние и вечерние часы. Воспитатель организует игры с детьми, проводит упражнения, чтобы закрепить речевые умения и навыки, полученные на занятиях, и углубить интерес к родному языку.

С детьми, имеющими недостатки в звукопроизношении, необходимо проводить дополнительную работу: с небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Дети, имеющие серьезные нарушения звукопроизношения, направляются на консультацию к логопеду или переводятся в логопедические группы. Вне занятий ведется работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания, уделяется внимание дальнейшему развитию словаря детей группы, создаются условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовываются речевые общения между сверстниками во время игры. Для усвоения детьми лексики необходимо создавать речевые ситуации, которые помогали бы им упражняться в употреблении определенных слов.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, проводятся игры с грамматическим содержанием. Воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, в быту, исправлять встречающиеся ошибки.

Для развития связной речи старших дошкольников необходимо организовывать с ними различные разговоры и беседы. Например, в понедельник с утра с детьми беседуют о прошедшем выходном дне (где и с кем были, что видели, интересно ли было и т. п.).

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленные вопросы («Был в зоопарке», «Гулял»), а учились подробно рассказывать о событиях, своих переживаниях. Надо правильно ставить вопросы, например: расскажи, где ты вчера был, с кем? Что интересного видел и запомнил? Помогал ли ты кому-нибудь?

 

Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. При этом необходимо следить за правильным построением предложений. Если рассказ получится содержательным, воспитатель записывает его, чтобы потом прочитать всем детям. Вне занятий проводятся записи детских рассказов в альбом; по сюжету своего рассказа ребенок может поместить в этом же альбоме рисунок. Для альбома можно придумать название.

Тематика рассказов разнообразна («Наш участок»,«Кто построил этот дом», «Как я помогаю дома и в детском саду» и т. п.).

Воспитатель организует (примерно два раза в неделю) игры, закрепляющие полученные знания о предложении (варианты игры «Живые слова») и слове. Можно рекомендовать упражнения «Назови конец слова», «Письмо Петрушки», настольно-речевые игры «Слоговые кубики», «Самолет», «Подбери слово» и др. В проведении их участвуют небольшие группы детей (2—4 человека). Воспитатель имеет возможность проверить знания о слове, помочь активно использовать усвоенное, научить самостоятельно составлять задания. Особое значение имеют вечера досуга, звуковые викторины, речевые дидактические настольные игры («Какое это имя», «Так ли это звучит?», «Звуковая цепочка», «Слова, рифмы, звуки» и др.).

Необходимо активнее использовать все возможности в повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков, полученных на занятиях. Постоянное внимание к речи детей должно уделяться и на других занятиях — при проведении бесед на этические темы, формировании элементарных математических представлений и др.

Литература

Арушанова  А.Г.   Речь  и  речевое   общение  детей.   М.,  Мозаика-Синтез, 2000

Белая   К.   Занятия   с   малышами   в   детском   саду.   М.,   Линка-Пресс,2002

Категория: Для педагогов | Добавил: bem_80 (31.10.2017)
Просмотров: 764 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
1 jasnina • 19:30, 11.11.2017
С удовольствием познакомилась со статьей, информация полезна как для педагогов, так и для родителей. Воспитываю трехлетнюю дочку, информация будет полезна мне как маме, спасибо!
avatar