Главная » Статьи » Для педагогов

Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Насекомые"

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: «Насекомые» в старшей  группе    компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнять и обобщать знания детей о насекомых;

- закреплять в речи названия насекомых, знания об их повадках, строении, действиях, которые могут они совершать;

- совершенствование лексического  строя речи (формировать предметный   словарь, навыки словообразования, согласование существительного с числительным)

Коррекционно-развивающие задачи:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Насекомые»;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям насекомых;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование : картинки с изображением насекомых, гусеница-загадка(для игры «четвёртый лишний»),  часы с насекомыми, пчёлки-нелепицы, макет Божьей коровки, контурные изображения насекомых для раскрашивания)

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку, посмотрите  сколько вокруг цветов. Давайте изобразим цветы с помощью наших пальчиков.

«Цветок»

Спал цветок волшебным сном, (дети показывают сжатые кулачки)

Был закрытым, но потом –

Показался лепесток, (выпрямляют большой пальчик)

А за ним его дружок, (выпрямляют указательный пальчик)

Вот и третий не проспал, (средний пальчик)

И четвёртый не отстал, (безымянный пальчик)

Тут и пятый лепесток. (мизинчик)

Так раскрылся весь цветок. (показывают раскрытые ладошки).

2. Дыхательное упражнение « Какой приятный запах»

А вот мимо  кто-то пролетел, вот слышно чье-то жужжание,  вот кто-то стрекочет…

3. А вот кого здесь  ещё можно встретить -  нам подскажут загадки. Присаживайтесь на «пенёчки» - пусть сегодня  ими станут наши стулья и слушайте внимательно. Будьте внимательны и дослушивайте загадку до конца.

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ. (бабочка)

НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА,

НОСОК КАК СПИЦА,

ЛЕТИТ – КРИЧИТ,

СЯДЕТ – МОЛЧИТ. (комар)

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЛЕТАЕТ,

ВАМ НАДОЕДАЕТ,

НОЧЬ НАСТАНЕТ,

ТОГДА ПЕРЕСТЕНЕТ. (муха)

В ЛЕСУ У ПНЯ

БЕГОТНЯ, СУЕТА,

НАРОД РАБОЧИЙ

ВЕСЬ ДЕНЬ ХЛОПОЧЕТ. (муравей)

НА ЛУГУ ЖИВЁТ СКРИПАЧ,

НОСИТ ФРАК И ХОДИТ ВСКАЧЬ. (кузнечик)

МОДНИЦА КРЫЛАТАЯ,

ПЛАТЬЕ ПОЛОСАТОЕ,

РОСТОМ ХОТЬ И КРОХА,

УКУСИТ – БУДЕТ ПЛОХО. (пчела)

ГОЛУБОЙ АЭРОПЛАНЧИК

СЕЛ НА ЖЕЛТЫЙ ОДУВАНЧИК (стрекоза)

ДВА РОГА – НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ (жук)

НЕ РЫБАК,

А СЕТИ РАССТАВЛЯЕТ (паук)

СПИНКА В ВЕСНУШКАХ

АХ КАК НЕЛОВКО!

И ПОКРАСНЕЛА …(божья коровка)

- кто с нами будет отдыхать на полянке? (насекомые)

 Конечно – насекомые! И с некоторыми из них мы сегодня встретимся, и даже поиграем.

4. Гусеница-загадка.

Д/игра «Четвёртый лишний»

 

5. Упражнение «Часы-насекомые». Называют насекомых ласково.

6. Речь с движением, игровое упражнение « Прилетела к нам вчера..»

Прилетела к нам вчера, полосатая пчела, (машут руками)

А за нею шмель – шмелек, и веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (изображают насекомых)

Пожужжали, полетали, от усталости упали. (уронили ладони на колени)

7. Упражнение «Один - пять»

Насекомые пока летали -  изобразили нам цифру  5.

Давайте их посчитаем. Будем называть одно насекомое, и если их станет 5.

один комар
одна оса
один жук
одна пчела
одна стрекоза
один кузнечик
один муравей
одна муха
одна бабочка

8.  Д/игра «Пчелки-нелепицы»

Исправьте  ошибки.

Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.

9. Упражнение «Божья коровка растеряшка»

Божья коровка растеряла все свои точки - давайте ей поможем- будем называть что же интересного мы сегодня увидели на полянке и «добавлять» каждый по  точке.

Дети выполняют упражнение на развитие мелкой моторики.(прикручивание крышек к макету Божьей коровки).

 Подведение итога занятия

Божья коровка дарит на память  картинки с изображением насекомых, ребята покидают полянку. До новых встреч!

 

Категория: Для педагогов | Добавил: bem_80 (30.10.2017)
Просмотров: 559 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 jasnina • 11:17, 15.11.2017
Какое содержательное занятие! Я думаю дети с удовольствием занимаются, хорошая подборка материала!
avatar
0
2 klenovkina • 12:20, 05.12.2017
Интересное занятие. Помогает  развитию  лексико- грамматического строя речи  дети, способствует развитию познавательных интересов.
avatar